Ребенок и митинг

Родителям об участии несовершеннолетних в собраниях,
митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях

Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.

Согласно ст. 13,14,15 «Конвенции о правах ребенка» (ратифицирована Постановлением ВС СССР от 13.06.1990 № 1559-I) дети имеют право на свободу мысли, имеют право свободно выражать свое мнение, встречаться и объединяться в группы, имеют право на свободу мирных собраний, если это не нарушает государственную безопасность и общественный порядок.

При этом необходимо иметь в виду, что свобода волеизъявления и собраний должна означать осознанность и юридическую дееспособность субъекта правоотношений. Так, федеральный закон от 19.06.2004 №  54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» не содержит каких-либо специальных требований к участнику публичного мероприятия с точки зрения его возраста. Однако, в подавляющем большинстве случаев дееспособность возникает с 18 лет, следовательно, именно с этого возраста можно говорить об осознанности действий участника публичного мероприятия.

Публичное мероприятие — открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств.

Проведение публичного мероприятия должно основываться на принципах законности, выражающейся в соблюдении положений Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», иных законодательных актов Российской Федерации, и добровольности участия в публичном мероприятии.

Целями публичного мероприятия являются свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.

Проведение публичного мероприятия представляет собой его непосредственное осуществление в одной из предусмотренных Законом N 54-ФЗ форм (собрание, митинг, демонстрация, шествие или пикетирование) либо в их сочетании, направленное на свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.

Закон дает следующие определения:

а) собрание — совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;

б) митинг — массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;

в) демонстрация — организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения, в том числе на транспортных средствах, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;

г) шествие — массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;

д) пикетирование — форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.

Организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований — гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний —         16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.

Административная ответственность организатора публичного мероприятия по ч. 1 ст. 20.2 КоАП РФ наступает в случаях организации или проведения публичного мероприятия, если органом публичной власти в его проведении отказано по предусмотренным законом основаниям.

Что касается наступления административной ответственности за совершение правонарушений участниками собраний и митингов, то следует иметь ввиду, что административной ответственности подлежит лицо, достигшее возраста 16 лет.

Ответственность за нарушение установленного порядка организации либо проведения пикетирования установлена ст. 20.2 КоАП РФ:

— нарушение организатором установленного порядка (предусмотренного гл. 2 Закона о собраниях и пикетированиях) организации либо проведения пикетирования влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 000 до 20 000 руб. или обязательные работы на срок до 40 часов; на должностных лиц — от 15 000 до 30 000 руб.; на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 руб. (ч. 1 ст. 20.2 КоАП РФ);

вовлечение несовершеннолетнего в участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 30 000 до 50 000 руб., или обязательные работы на срок от 20 до 100 часов, или административный арест на срок до 15 суток; на должностных лиц — от 50 000 до 100 000 руб.; на юридических лиц — от 250 000 до 500 000 руб. (ч. 1.1 ст. 20.2 КоАП РФ);

— организация/проведение пикетирования без подачи уведомления о его проведении влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 20 000 до 30 000 руб., или обязательные работы на срок до 50 часов, или административный арест на срок до 10 суток; на должностных лиц — от 20 000 до 40 000 руб.; на юридических лиц — от 70 000 до 200 000 руб. (ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ);

— вышеуказанные нарушения, повлекшие создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры либо превышение норм предельной заполняемости территории (помещения), влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 30 000 до 50 000 руб., или обязательные работы на срок до 100 часов, или административный арест на срок до 15 суток; на должностных лиц — от 50 000 до 100 000 руб.; на юридических лиц — от 250 000 до 500 000 руб. (ч. 3 ст. 20.2 КоАП РФ);

— вышеуказанные нарушения, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 100 000 до 300 000 руб., или обязательные работы на срок до 200 часов, или административный арест на срок до 20 суток; на должностных лиц — от 200 000 до 600 000 руб.; на юридических лиц — от 400 000 до 1 000 000 руб. (ч. 4 ст. 20.2 КоАП РФ);

— нарушение участником пикета установленного порядка проведения пикетирования влечет наложение административного штрафа в размере от 10 000 до 20 000 руб. или обязательные работы на срок до 40 часов, за исключением случаев, когда данные действия (бездействие) повлекли причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от 150 000 до 300 000 руб., или обязательные работы на срок до 200 часов, или административный арест на срок до 15 суток (ч. 5 и 6 ст. 20.2 КоАП РФ).

При этом стоит отметить, что родители правонарушителей, не достигших 16 лет, могут быть привлечены к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение родительских обязанностей (ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ), так как нарушение ребенком установленного законом порядка, несоблюдение общепринятых норм поведения, говорит об отсутствии надлежащего контроля за несовершеннолетним ребенком, за его досугом, равнодушии к его воспитанию, в отсутствии достаточного внимания и заботы, влекущих нарушение ребенком порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.

(по материалам сайта УМВД России по Архангельской области УПРАВЛЕНИЕ МВД РОССИИ ПО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ)