Профстандарт

Что такое профстандарт педагога?

Профессиональный стандарт педагога – основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций учителя. На основе нормативного акта будет проводиться аттестация педагогов с присвоением квалификационной категории. Также его нормы будут учитываться при приеме на работу в образовательные организации, во время создания должностных инструкций и при формировании норм оплаты труда.

Профстандарт детализирует конкретные знания и умения, которыми нужно владеть педагогическому работнику, а также подробно описывает его трудовые действия. Они разделены по модулям, соответствующим различным предметным областям.

Структура профстандарта для педагогов

За основу профстандарта взята система педагогической деятельности, включающая обучение, воспитание и развитие. Первые два раздела вполне понятно и объективно отражают требования к учителю, который на высоком уровне должен знать свой предмет и обязан владеть методическими техниками и приемами для того, чтобы донести его содержание до каждого ученика.

Для чего нужен профессиональный стандарт педагога?

Авторы документа надеются, что он сумеет повысить интерес и увеличить ответственность учителей за результаты педагогической деятельности. Изменятся принципы обучения и переподготовки кадров для приведения данной процедуры в соответствии с требованиями профстандарта.

Профстандарты будут применяться в качестве:

  1. Независимого измерителя уровня квалификации педагогических работников.

  2. Средства реализации стратегии развития образовательной среды.

  3. Инструмента роста качества российского образования.

  4. Фундаментальной основы трудовых соглашений между руководством образовательного учреждения и педагогами.

  5. Механизма рекрутирования педагогических кадров для работы в образовательных организациях.

Профстандарты включают пять видов квалификации. Каждый из них предъявляет особые требования к компетенции учителя, выдвигаемые на основе характера сложности и результативности решения поставленных задач.

В документе изложены десятки профессиональных компетенций, адресованных педагогическим кадрам. К примеру, для проведения полноценной воспитательной работы учитель обязан овладеть 18 умениями и навыками, а для полноценного развития ученика даже двадцатью. Сами разработчики называют этот перечень ориентиром, на основании которого учреждение образования планирует выстраивать собственную траекторию деятельности исходя из своих особенностей и поставленных задач. При этом педагогам отводится роль своеобразных социальных терапевтов, призванных диагностировать наличие психолого-педагогических проблем.

В профстандарте уделяется пристальное внимание работе учителей по выполнению программ инклюзивного образования, а также поддержке одаренных и социально уязвимых обучающихся. Красной нитью проходит обладание ИКТ-компетентностью, которая дифференцируется на три уровня:

  1. Общепользовательская.

  2. Общепедагогическая.

  3. Предметно-педагогическая.

Новые компетенции педагога:

  • Работа с одаренными учащимися.

  • Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.

  • Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным.

  • Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.

  • Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.

Цель применения

  • Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка.

  • Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда.

  • Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях.

  • Содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.

Профессиональный стандарт педагога содержит 4 раздела:

  1. Общие сведения.

  2. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности).

  3. Характеристика обобщенных трудовых функций.

  4. Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта.

Содержание профстандарта педагога отражает:

  • обучение;

  • воспитательную работу;

  • развитие (личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности);

  • профессиональные  компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе;

  • профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы  учителя в основной и средней школе;

  • профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя русского языка;

  • профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя математики.

Принятые профессиональные стандарты педагогических работников в сфере общего образования

Наименование Профстандарта

Возможные наименования должностей

Утверждающий документ

Дата, с которой официально начинает применяться Профстандарт*

1 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) Воспитатель

Учитель

Приказ Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н

1 января 2017 г.

2 Педагог-психолог (психолог в сфере образования) Психолог

Педагог-психолог

Психолог образовательной организации

Приказ Минтруда России от 24 июля 2015 г. № 514н

1 января 2017 г.

32 Педагог дополнительного образования детей и взрослых Педагог дополнительного образования

Старший педагог дополнительного образования

Тренер-преподаватель

Старший тренер-преподаватель

Преподаватель

Методист

Старший методист

Педагог-организатор

Приказ Минтруда от 05.05.2018 № 298н

9 сентября 2018 г.

4 Специалист в области воспитания Социальный педагог

Старший вожатый

Педагог-организатор

Воспитатель (кроме воспитателя детского сада)

Старший воспитатель (кроме старшего воспитателя детского сада)

Педагог-библиотекарь

Тьютор

Приказ Минтруда России 10 января 2017 г. № 10н

6 февраля 2017 г.

Применение профессиональных стандартов в Хандыгской средней школе

С 2017 года администрацией школы было организовано:

— методическое сопровождение, способствующее переходу на профессиональный стандарт

— разработаны организационно-управленческие решения, регулирующие реализацию перехода на профессиональный стандарт персонала.

— нормативно — правовая база наполнена необходимыми документами.

— организована эффективная кадровая политика, позволяющая реализовать переход на профессиональные стандарты.

Все профессиональные стандарты были успешно внедрены. Все педагоги соответствуют профессиональному стандарту педагога в полном объёме.Прием на работу ведется в соответствии с требованиями профессиональных стандартов.